Памятка для тех, кто хочет разбираться в направлениях живописи
1. Абстракционизм - течение в живописи, которое преподносит нетрадиционные формы и ярко демонстрирует их отдалённость от привычной реальности.
Главная цель этого течения и его последователей - показать людям обыкновенные геометрические формы и скульптуры, наталкивая их на собственные ассоциации при помощи уникального сочетания цветовой гаммы и фигур.
Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич
2. Ар-деко или арт-деко - эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Отличительные черты - строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик.
Представители: Эрте (Роман Тыртов), Жорж Барбье
3. Ар-нуво или модерн - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.
Представители: Поль Гоген, Обри Бёрдсли
4. Авангардизм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества.
Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич
5. Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии.
Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Представители: Рубенс, Караваджо
6. Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века, и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания.
Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали её своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Представители: Карл Брюллов, Жан Батист Грёз
7. Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Представители: Хуан Грис, Пабло Пикассо
8. Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность.
Романтизм освободил искусство от отвлечённых классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Представители: Франсиско Гойя, Теодор Жерико
9. Экспрессионизм - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети ХХ века, сложившееся в опредёленный исторический период – в преддверии Первой мировой войны.
Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, всё большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
Представители: Эдвард Мунк, Фрэнсис Бэкон
10. Фовизм - направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года.
Представители: Анри Матисс, Андре Дерен
11. Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия.
Представители: Джакомо Балла, Давид Бурлюк
12. Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции.
Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего.
Представители: Клод Моне, Огюст Ренуар
13. Маньеризм - течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.
Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии.
Для итальянского маньеризма 1520-х гг. характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы
Представители: Франческо Пармиджанино, Джулио Романо
14. Романика - период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке. Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа.
Главное место в убранстве храмов романского стиля было отделено старинной фреске. Новым явлением стали витражи – уникальный вид живописи с использованием кусочков цветного стекла, соединявшегося при помощи свинцовых красок.
Примеры: Кафедральный собор в Пизе, Сантьяго де Компостела
15. Модернизм - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия.
В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором.
Представители: Борис Кустодиев, Анри Руссо
16. Современное искусство - совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Оно выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Представители: Питер Блейк, Александр Исачев
17. Наив или наивное искусство - одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство, так и изобразительное творчество художников-самоучек.
К произведениям наивного искусства относят провинциальные портреты русских людей XVIII—XIX вв. неизвестных художников.
Представители: Нико Пиросмани, Алевтина Пыжова
18. Неоклассицизм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Стремится возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства.
Представители: Бенджамин Уэст, Михаил Шибанов
19. Фотореализм - направление в живописи, возникшее в США в конце 1960-х, а затем, распространившееся в 1970-х годах в Европе. Фотореалистичная живопись невозможна без фотографии. В фотореализме изменение и движение должно быть заморожено во времени, которое скрупулёзно должно было быть представлено художником.
Фотореалисты собирали свои образы и информацию при помощи камеры и фотографий. Обычно снимки делались на слайд, а затем переносились на холст. Это делалось при помощи проецирования слайда или с использованием сетки.
Представители: Ричард Эстес, Рафаэлла Спенс
20. Пуантилизм - стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Представители: Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк
21. Постимпрессионизм - художественное направление, зародившееся со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в. Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
Представители: Винсент Ван Гог, Поль Гоген
22. Прерафаэлиты - направление в живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Их искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности.
Представители: Уильям Холман Хант, Мэдокс Браун
23. Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Ему присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщённой формы и мелкой буквальности в деталях.
Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы.
Представители: Анри Руссо, Катя Медведева
24. Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей
Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней. В России более известно, как передвижничество.
Представители: Гюстав Курбе, Илья Репин
25. Ренессанс (Возрождение) - характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.
Представители: Леонардо да Винчи, Альберти
#facts@protheatre
#school@protheatre